Странная история «демона-барабанщика» из Тидуорта произошла в правление Карла II. Король назначил специальную комиссию, чтобы в ней разобраться. В марте 1661 г. судья Джон Момпессон из Саут-Тидуорта приказал арестовать бродячего музыканта Уильяма Друри и конфисковать его барабан. Момпессон обещал задержанному, что, если он не виновен, ему вернут его барабан. Друри отпустили, и он тут же исчез.В апреле, когда Момпессон был в Лондоне, барабан отослали к нему домой. В ту ночь его жену напугали непонятные звуки. Спустя три дня, когда судья уже вернулся, он тоже слышал, как кто-то «барабанит наверху». Через месяц стук по крыше прекратился, зато стал доноситься из комнаты, где хранился барабан. Затем в доме как будто вихрем расшвыряло мебель, вздыбились половицы, одеяла и простыни слетали по ночам с постелей. Под детьми Момпессона скакали их кроватки, невидимые руки дергали детей за волосы. Момпессон считал, что виной всему чье-то колдовство, но когда «шумливый призрак» не захотел показывать свои фокусы перед членами королевской комиссии, стали поговаривать об обмане, хотя судья гневно опровергал подобные слухи. Однако были люди, не верившие разговорам о мошенничестве. Один из них, философ, член Королевского научного общества Джозеф Глэнвил, рассказал то, чему сам был свидетелем. В опубликованной в 1681 г. книге «Ведьмы и колдовство» он писал, что слышал, как что-то скребется за подушкой, а затем из-под кровати, на которой лежали «две скромные девочки», послышалось как будто тяжелое дыхание собаки. Глэнвил с помощником обыскали комнату, но ничего не нашли. В 1663 г. Уильям Друри попал в тюрьму за воровство. Там он спросил у другого заключенного, не слыхал ли тот про барабанящего призрака в Тидуорте. «Это я мучил судью, — сказал он, — и не будет ему покоя, пока он не заплатит мне за то, что отнял у меня мой барабан». Друри судили за колдовство и приговорили к ссылке в колонию. На то время, что он провел за пределами страны, кошмары в доме Момпессона прекратились, но когда Друри удалось вернуться в Англию, все началось снова и продолжалось несколько лет. «Отец парапсихологии», английский философ и священник Джозеф Глэнвил изучал странные события 1662—1663 гг. в Тидуорте и даже сам был свидетелем некоторых из них. Своим тщательным исследованием он заложил основы науки о паранормальных явлениях. Рассказ о тидуортском барабанщике занимает центральное место в его книге «Ведьмы и колдовство». Книгу перепечатывали по крайней мере семь раз. Каждая глава посвящена критике одного из аргументов скептиков, отрицающих существование колдунов, призраков и других духов. Глэнвил пишет: «В современном (научном) мире к подобным историям относятся со смехом и издевкой, считают их бабушкиными сказками, на которые не стоит тратить время». Во второй части книги подробно описывается более 20 конкретных случаев. Для своего века Глэнвил был анахронизмом. Он твердо верил в возможность доказать существование Бога и духов путем изучения материального мира в отличие от Рене Декарта, который выводил Бога и духов за пределы этого мира. В работе «Sсерsis Sсiепtifica», опубликованной в 1665 г., Глэнвил выступал в поддержку экспериментальной науки и свободы мысли. Он посвятил эту книгу Королевскому научному обществу, членом которого он стал в 1664 г. Скрупулезное исследование Глэнвила получило уважительную оценку ирландского ученого Роберта Бойля. В 1667 г. он отметил, что даже если 19 из 20 историй о колдовстве и магии окажутся выдумками, то и один случай, «будучи полностью доказанным и должным образом проверенным», станет свидетельством, ослабляющим доводы атеистов.
Фронтиспис книги Джозефа Глэнвила «Ведьмы и колдовство», в которой есть и история о барабанящем призраке в Тидуорте.
|