В 1597 г. юный Уильям Сомерс из Ноттингема обвинил 13 женщин в том, что они его околдовали, но позднее признался во лжи. В 1616 г. в Лестере показания 13-летнего Джона Смита начали вызывать подозрения лишь после того, как по его милости уже повесили девять ведьм.
Обычно малолетние обманщики выбирали один из двух способов: они либо рассказывали истории о невероятных событиях, либо симулировали обмороки и припадки, а в приступах рвоты извергали из себя булавки, бусины и другие инородные тела. Юные разбойники безнаказанно вытворяли самые недопустимые вещи, заявляя, что за их поведение отвечают те, кто их околдовал. Часто дети ополчались на близких родственников. В 1582 г. в Эссексе восьмилетний незаконнорожденный сын Эрсли Кемп обвинил ее в колдовстве, а братья Генри и Джон Селлз, девяти и семи лет, объявили ведьмой свою мать. В Стране басков, на юге Франции и севере Испании, если ведьма не сознавалась, у ее семьи могли конфисковать имущество. Отношения между старшими и младшими были таковы, что многие дети обвиняли матерей и отцов или родители заставляли своих отпрысков признаваться в колдовстве. Баски верили, что их дети могут отправиться на шабаш к дьяволу со знакомыми ведьмами и колдунами и что их трудно удержать. Чтобы не допустить этого, детям часто не давали ночью уснуть. В 1669 г. в шведском городе Мура дети оказывались то в роли обвинителей, то в роли жертв. Вспышка охоты на ведьм 1692 г. в Салеме, штат Массачусетс, началась с детской выдумки о том, что их проказы — результат колдовства некоторых местных взрослых Богатое воображение и изворотливость подростков привели к гибели многих невинных людей.
|