Жиль Гарнье был не только отшельником, но и убийцей-людоедом, добычей которого становились заблудившиеся дети. Гарнье признался, что в волчьем обличье убивал и съедал детей. Его признали виновным в ликантропии (психиатрический термин означает «превращение в волка») и колдовстве. Его сожгли заживо в Доле, на востоке Франции, 18 января 1573 г. Обычно на человека нападают лишь измученные голодом или бешеные волки, и в XVI в. их считали оборотнями — людьми, превратившимися в зверя. Гарнье жил в краях, где водилось много волков и где с 1520 по 1575 г. четырех человек судили как оборотней. В других местах в Европе до суда обычно не доходило, хотя обвинений в подобных преступлениях было предостаточно. Ничего подобного не случалось в Англии, поскольку к 1500 г. волков там полностью истребили. Нашумевший случай произошел в Германии, недалеко от Кёльна. Петера Штуббе осудили за то, что он убил и съел 13 детей (в том числе собственного сына) и двух беременных женщин. Он хвастался, что дьявол дал ему волшебный пояс, с помощью которого он мог превращаться в кровожадного волка. 28 октября 1589 г. Штуббе колесовали, обезглавили и сожгли.
Меняющие обличье. В период истерической охоты на ведьм в XVI и XVII вв. полагали, что ведьмы съезжаются на шабаши верхом на волках, а колдуны-мужчины превращаются в волков или принимают их облик, когда нападают на людей или животных. Если такого «волка» ранить, то рана останется, даже когда он вернет себе человеческий образ. В истории 1588 г. рассказывается об охотнике из французской провинции Овернь, который отрубил волку лапу и положил ее в сумку, но когда он стал показывать ее местному дворянину, то с удивлением обнаружил, что она превратилась в человеческую руку с кольцом на пальце. Взглянув на кольцо, дворянин кинулся на кухню, где увидел, что его жена перевязывает раненую руку. Женщину сожгли как колдунью. На многих процессах по делам людей-волков подсудимых считали оборотнями и приговаривали к мучительной смерти. Однако с древних времен ликантро-пия признавалась и психическим расстройством. Страдающие им люди рычат, часто посещают кладбища и требуют человеческого мяса. В 1603 г. в Бордо 14-летнего пастуха Жана Гренье судили за нападение на детей и людоедство. В суде мальчик заявил, что властелин леса дал ему волчью шкуру и мазь, с помощью которых он мог превращаться в волка. Он признался, что съел собаку, младенца и двух маленьких девочек. Но допрос с пристрастием показал, что Гренье имел склонность выдумывать всевозможные невероятные истории. Посоветовавшись с врачами, судья предложил присяжным признать его душевнобольным. Гренье заточили в монастырь, где он умер в возрасте 20 лет. Стая людей-волков. Большинство осужденных оборотней были психически больными убийцами-маньяками. Однако существуют и менее мрачные истории о людях-волках. В 1692 г. 80-летний крестьянин по имени Тисе рассказал судьям в Юргенсбурге в Ли-вонии, в то время бывшей частью России, что трижды в год он превращается в волка. Таков был его рок, предсказанный при рождении, — оборачиваться зверем и сражаться во благо своего народа. Ночью накануне дня святой Люсии, Иванова дня и Троицы, утверждал Тисе, он вместе с другими ливонскими людьми-волками отправлялся в ад биться с чертями и колдунами, чтобы на следующий год был хороший урожай. Волки издавна ассоциировались с царством мертвых, и считалось, что оборотни особенно активны в течение 12 ночей после Рождества, когда, как полагали, мертвые ходят по земле. В первобытном обществе охотников и собирателей способность на время принимать облик животного была одним из источников власти шамана. Похоже, вера в то, что некоторые люди могут превращаться в диких зверей, практически универсальное явление. Там, где не водятся волки, их место занимают другие звери. В Южной Америке рассказывают о людях-ягуарах, в Африке — о людях-леопардах, людях-гиенах и даже людях-крокодилах, в Индии — о людях-тиграх, а в Японии — о людях-лисах и людях-барсуках.
Колдуны-мужчины, по поверью, могли превращаться в волков, чтобы нападать на людей и животных.
|