В 90-х годах XVI в., когда Уильям Твисс, известный английский священник-пуританин, учился в Винчестере, его посетил призрак умершего школьного товарища и сказал, что был проклят. Этот случай произвел на Твисса сильное впечатление и повлиял на его религиозные чувства. С наступлением Реформации в начале XVI в. новые протестантские церкви отвергли католический догмат о чистилище как временном пристанище, где души раскаявшихся могут очиститься от грехов. Кроме того, и церковь, и светские власти активно старались пресечь распространение пугающих народ слухов о привидениях. В 1523 г. в Лестере на суд архидьякона вызвали женщину, которая всем рассказывала, что призрак ее покойного отца разгуливает по ночам вблизи их дома. Однако никакими способами властям не удавалось покончить с подобными историями. Сообщений о призраках, которые являлись людям, становилось все больше. Случаи появления привидений приводились в качестве доказательства существования загробной жизни. И в последующие века люди продолжали верить в призраков. В 1654 г. Роберт Гребби, капеллан Нью-колледжа в Оксфорде, пообещал друзьям, что после смерти навестит их, чтобы сказать, бессмертна душа или нет. По имеющимся сведениям, он сдержал слово, явившись к наставнику Бейллиол-колледжа Джону Гуду, однако неизвестно, что он ему сообщил.
|