Вечером 9 марта 1566 г. шотландская королева Мария Стюарт ужинала в Холирудском дворце в Эдинбурге, рядом с ней сидел ее личный секретарь итальянец Давид Риччо. Неожиданно в зал ворвалась группа придворных-протестантов, бывших в сговоре с мужем Марии лордом Дарнли. Они убили Риччо, нанеся ему 56 ножевых ран. Всю ночь он пролежал в луже крови там, где его бросили. В 1722 г. посетителям дворца Холируд показывали темное пятно на полу, объясняя, что это кровь Давида Риччо, которую так и не удалось смыть. Спустя столетие Вальтер Скотт высмеял эту историю. В предисловии к роману «Пертская красавица» коммивояжер демонстрирует на холирудском пятне эффективность нового чистящего средства. Оскар Уайльд в «Кентервилльском привидении» также издевается над подобными рассказами о несмываемых пятнах крови. Тем не менее, возможно, это действительно была кровь Риччо: до изобретения химических пятновыводителей было трудно убрать следы крови с мягкой древесины или пористого камня. Говорят, что кровавые пятна на стенах и на полу часовни кармелитского монастыря в Париже, где во время Великой французской революции убили 80 священников, были видны вплоть до XIX в. К середине прошлого столетия в Холируде оставалось два пятна по обе стороны от нахоженной дорожки. Сегодня это место обозначено лишь медной табличкой. Пятна крови Давида Риччо были не единственными несмываемыми следами кровавых преступлений, которые демонстрировали любопытным в Европе. В XVIII и XIX вв., люди верили в то, что кровь погибшего от руки убийцы надолго остается напоминанием о злодействе.
|