В 1888 г. доктор Эрколе Чиайя из Неаполя так описал удивительного медиума: «Эта женщина притягивает к себе предметы, окружающие ее, и поднимает их в воздух... она играет на музыкальных инструментах — органах, колокольчиках, тамбуринах, не касаясь их руками». Этой женщиной была Эусапия Палладино, маленькая итальянка, чьи паранормальные способности были поразительны. Палладино родилась в 1854 г. Еще в юности она проявила незаурядные способности и вскоре стала преуспевающим профессиональным медиумом. Ее показали известному психиатру, профессору Чезаре Ломброзо, который был потрясен тем, что она делала. Особенно поражала в ней способность вызывать появление отпечатков ее пальцев в чашке с мастикой, тогда как сама она находилась на расстоянии от предмета. В отличие от многих медиумов Палладино редко скрывала себя от аудитории во время сеансов и часто работала при вполне достаточном освещении, чтобы ее можно было отчетливо видеть. Она заставляла мебель перемещаться — и даже агрессивно — в сторону зрителей, а материализация ею лишенных телесной оболочки рук выглядела жутковато реальной. Ко времени ее смерти в 1918 г. многие считали ее величайшим медиумом века. Психокинез (ПК) — способность перемещать предметы при отсутствии физического контакта — представлял собой загадку для исследователей паранормального задолго до выступлений Палладино. Ученых очень давно интересовал вопрос, какова природа таких явлений: результат действий духов или силы человеческого ума? В 1854 г. граф де Гаспарен сделал сообщение об успешных экспериментах с перемещением стола, проведенных в Швейцарии, во время которых несколько человек, сидевших вокруг стола, передвигали его, до него не дотрагиваясь. Он полагал, что это явление обусловлено некой невидимой силой, производимой самими участниками эксперимента. Годом раньше в штате Пенсильвания профессор Роберт Хэйр, по натуре скептик, не сумел найти научное объяснение перемещению стола и пришел к выводу, что духи действовали через участвовавших в эксперименте людей. Психокинез может происходить как с помощью сознательного усилия, так и без него. В 1912 - 1914 гг. Эверард Филдинг, член Общества исследования психических явлений, изучал способность польского медиума Станиславы Томчук. В состоянии гипноза она контролировала свои способности, заставляя передвигаться ложки и спичечные коробки, не прикасаясь к ним. Некоторые проявления психокинеза можно объяснить трюками. Однако остальные случаи поистине озадачивают. После Первой мировой войны австрийцы Вилли и Руди Шнейдер проводили различные материализации: они могли заставить носовой платок подниматься с пола, и он изменял форму, как если бы внутри его находилась рука, причем были отчетливо видны суставы пальцев. В присутствии обоих братьев немецкий писатель Томас Манн наблюдал, как стоявший на полу колокольчик сам по себе энергично звонил. В 1934 г. американский парапсихолог Дж. Б. Раин начал скрупулезно исследовать психокинез в лабораторных условиях, пытаясь выяснить, может ли субъект силой разума воздействовать на падающие игральные кости. Во многих экспериментах ставилась задача мысленно определить, на какую сторону упадет подброшенная монета. В результате статистические данные подтвердили существование психокинеза, и с тех пор эта область исследований паранормальных явлений стала развиваться с необычайной быстротой. Британский психолог Кеннет Батчелдор после 20 лет изучения явлений левитации опубликовал в 1966 г. несколько отчетов, содержавших заключение о том, что психокинез возможен, когда субъекты сохраняют положительную, «верящую» структуру мозга. Однако вопрос, каким образом с помощью разума достигаются психокинетические эффекты, все еще ждет своего решения.
Польский медиум Станислава Томчук заставляет подниматься целлулоидный шарик.
|