Юная Габриэлла Моле лежала на спине. Мужчина крепкого телосложения приставил лопату к ее горлу и надавил со всей силой. Со стороны его действия выглядели как пытка, молодая женщина умоляла его не останавливаться. На ее грудь и живот бросали камни весом более 20 кг. Мучители выдохлись раньше, чем их «жертва» была удовлетворена. В 15 лет Габриэлла стала страдать от непонятных спазмов, которые продолжались четыре года; во время этих приступов проявлялась ее удивительная терпимость к боли. Она была одной из сотен женщин, о которых в 1730 г. говорил весь Париж. Другой была Мари Соне, прозванная Саламандрой за то, что ее не брал огонь. Несколько лекарей, священнослужителей и других уважаемых в городе людей засвидетельствовали, что 12 мая 1736 г. они видели, как бьющуюся в конвульсиях Мари посадили на железный стул, вокруг которого развели костер. Огонь бушевал 36 минут, но даже простыня, обернутая вокруг ее тела, не пострадала от огня. Эти женщины утверждали, что способность выдерживать нестерпимую боль — божественная привилегия. Люди поговаривали, что это происки дьявола, а некоторые врачи предполагали, что причина может быть в мозговых аберрациях. Подобные явления начались в 1727 г., вскоре после похорон священника Франсуа Парижского, который был отлучен от церкви за свои взгляды. Страсти разгорелись с небывалой силой после того, как паства священника-неортодокса стала поклоняться его могиле на кладбище Сен-Медар. Одна из паломниц вдруг сообщила, что чудесным образом исцелилась у могилы, это положило начало серии волшебных исцелений. Лечение состояло в том, что пациенты доводили себя до исступления и бились в конвульсиях среди каменных надгробий. Наблюдение за бьющимися в конвульсиях посетителями Сен-Медара стало в Париже модным времяпровождением. В январе 1732 г., когда обеспокоенные власти закрыли кладбище, паломники стали заниматься исцелением дома, продолжая собирать зрителей. К 1735 г. бьющихся в конвульсиях женщин было уже 600. 3000—4000 добровольных помощников истязали женщин, чтобы вызвать у них боль. Один аптекарь, оказавшись свидетелем «пыточного сеанса», видел, как тело Анны Катерины Монтфрей было сведено судорогами такой силы, что 25 мужчин в течение получаса не могли выпрямить ее руки и ноги. Помощники танцевали на телах своих жертв, протыкали им языки или кололи их мечами. «Творя столь немыслимые чудеса перед нашими глазами, — писал очевидец,— Бог был доволен, что ниспровергал естество». Независимо от того, были эти явления религиозного происхождения или в основе их лежали неизученные свойства человеческой психики, жажда облегчения была истинной.
|