Труд всей жизни мистика из Калабрии повлиял на возведение одного из шедевров готической архитектуры — церкви Сент-Шапель в Париже, строительство которой было завершено в 1248 г. Церковь строилась по приказу французского короля Людовика IX (1214 — 1270) для хранения священных реликвий. По слухам, среди них были терновый венец Иисуса и кусочки его креста. Мысль о церкви возникла у короля (канонизированного в 1297 г. папой Бонифацием VIII) под влиянием трудов итальянского монаха Иоахима Фиорского, жившего в XII столетии. Три отдельных эпизода мистического озарения вдохновили Иоахима на толкование истории в свете концепции Святой Троицы. По его теории, история разделена на три эры, продолжительность каждой равна жизни 42 поколений. Ветхий Завет описывает «Век Отца», когда правили закон и страх. Новый Завет — «Век Сына», в котором правят милосердие и вера. А затем должен наступить «Век Святого Духа», когда на земле воцарится любовь. При помощи таинственных математических выкладок было определено начало последней эры — 1260 год. Иоахим предсказывал ожесточенные конфликты и пришествие антихриста. Однако за этими потрясениями последует эра мира при господстве духовной элиты — монашества. В церкви Сент-Шапель повсюду присутствует символическое изображение числа 126, соотнесенное с числом 1260, ключевым в трактовке Иоахима. В Книге Откровений речь идет о женщине, убежавшей во время Апокалипсиса в пустыню, где она провела 1260 дней; витражи круглого окна в церкви, на которых изображен Апокалипсис, состоит из 126 фрагментов, так же как и окно с изображением Страстей Господних. В 1260 г. в Италии и Германии действительно начались волнения, но они не смогли изменить существующий порядок. Король Людовик IX на два года наложил епитимью на всю Францию. Сельскую местность наводнили флагеланты, бичевавшие себя, призывая верующих искупать грехи. В конце концов флагелантов объявили еретиками. Так же поступили и с радикальным орденом францисканцев-фратичелли, воспринявшим учение Иоахима. Тем не менее его пророчества продолжали привлекать людей. Они оказывали большое влияние на творчество великих итальянских писателей, в частности Данте, а также на многих ученых вплоть до XVII в.
|