В средневековой литературе не много произведений, имевших такое сильное влияние, как «Пророчества Мерлина», впервые появившиеся около 1136 г. в «Истории королей Британии» Джеффри из Монмута, а позднее — в его последнем труде «Жизнь Мерлина». Основанные на материалах истории Англии, написанной в IX столетии Ненниусом, который использовал еще более ранние уэльские источники, эти пророчества, изложенные в форме сложных аллегорий с использованием животных в качестве символов, продолжали истолковывать в Англии вплоть до середины XVII в. Поскольку в гербах английских королей и аристократов можно отыскать немало животных, предсказания Мерлина удавалось легко приспосабливать к конкретным местам, семействам или лицам, а толкователи не скупились на усилия, стараясь разработать единый ключ к расшифровке звериной символики. Некоторые аллегории относятся к событиям, происходившим во времена Джеффри из Монмута или даже ранее. Для примера можно привести белых и красных Драконов (завоеватели саксы и бритты), корнуоллского Кабана (король Артур), детенышей Льва, превратившихся в рыб морских (гибель в 1120 г. детей Генриха I, утонувших в море). Далеко не все из последующих аллегорий, например Осел, призывающий Козу с длинной бородой, поддавались истолкованию. Однако в XV столетии считалось, что описание девы, способной иссушить своим дыханием два колодца зла в Уинчестере, определенно напоминает Жанну д'Арк. К 1179 г. сложилось общее мнение, что пророчества Мерлина относятся к политическим событиям его времени. В 1188 г.
Мерлин был волшебником-провидцем при дворе легендарного короля Артура. Его пророчества полны аллегорий.
|