В средние века католическая церковь осуждала любые гадания и предсказания судьбы. Особенно ужасной считалась некромантия. Мертвые могут порой являться во сне, но чтобы живые вызывали покойников в своих целях — это уже выходит за все пределы... Около 1050 г. итальянец по имени Ансельм написал книгу «Реторимахия», в которой обвинял своего кузена Ротиланда в некромантии. По словам Ансельма, Ротиланд три дня и три ночи бодрствовал, сидя дома с петухом и кошкой. Затем он убил животных, сжег их и использовал пепел, чтобы возбуждать и совращать юных девиц и замужних женщин. Ансельм утверждал также, что однажды во сне ему явился покойный отец Ротиланда, который жаловался на порочного сына. Дух отца сообщил Ансельму, что недавно Ротиланд закопал по пояс в землю юношу и разжег вокруг него огонь, распевая сатанинские заклинания. Когда же он наконец отпустил мальчика, тот в отместку украл у Ротиланда книгу черной магии. Раздосадованный колдун отправился на кладбище и вытащил из склепа мертвое тело. Оживив его заклинаниями, Ротиланд стал выпытывать у несчастного, где находится книга. Впоследствии в письме к своему бывшему учителю, Дрого из Пармы Ансельм утверждал, что вся его книга — чистая выдумка. Тем не менее «Реторимахия» служит весьма ярким примером представлений образованных людей XI в. о магах и колдунах. Однако письмо к Дрого, в котором Ансельм признает, что некоторые критики книги обвиняли его в связях с демонами, свидетельствует о возможном наличии у него не только чисто научного интереса к магии.
|