В «Англосаксонской летописи» монах из аббатства Питерборо писал, что в 1127 г. «многие из нас слышали и видели многочисленную ватагу охотников. Все они были огромные, черные и ужасные видом, все их гончие тоже были черные и большеглазые... и скакали охотники на черных лошадях ...и монахи слышали всю ночь звуки их рожков». Согласно хроникеру, это было знамение, указующее на жадность нового аббата монастыря Питерборо. Таково первое упоминание в Англии о событии, получившем впоследствии название «дикая охота». По слухам, стаи гончих-призраков видели в самых разных частях Британских островов. Отсюда их многочисленные названия — гончие Гавриила, болотные гончие, странные гончие и, наконец, гончие ада. Лай гончих, доносившийся сверху в туманные ночи, считался предвестником беды. Заслышав эти жуткие звуки, люди бросались ничком на землю, чтобы не видеть ужасных существ, которых считали душами, не нашедшими упокоения, ввергнуты-ми в ад или томящимися в его преддверии. И в Англии, и в Германии верили, что в охоте принимают участие души некрещеных младенцев, а во Франции — что во главе охотников скачет царь Ирод, преследующий души святых праведников. Согласно другой легенде, бытующей в Германии и в Скандинавских странах, охоту возглавляет Один — бог царства мертвых. Как собиратель языческих душ. Один в средние века приравнивался к дьяволу. Примерно в 1190 г. уэльский историк и поэт Уолтер Мэп писал о «ночных компаниях», известных как «двор Херлетинга», возглавляемый королем Херлой, якобы правившим Англией в давние времена. По словам Мэпа, «они непрерывно странствовали... и среди них можно было видеть живыми многих умерших». Примерно в 1200 г. таинственных охотников стали называть «двором Артура», а в более позднем французском фольклоре даже появилось выражение «Артурова охота». Но, как ни менялись имена, эта охота оставалась ужасным явлением, которое средневековые священники, а позднее пуритане широко использовали в проповедях, чтобы поселить в пастве страх обречь душу на адские муки. Поэтому к началу XIX в. в Англии в роли предводителя охоты, как правило, фигурирует если не сам дьявол, то какой-нибудь местный злодей, обреченный скитаться по миру со страшными воющими собаками.
В легендах многих народов часто повторяется сюжет, известный как «дикая охота». Буйные всадники с неистовыми лошадьми и собаками вселяли ужас и предвещали беду.
|