В морском сражении при Данноуре близ японского порта Симоносеки в 1185 г. клан Минамото уничтожил правящий дом Тайра, включая и малолетнего тэнно Антоку. Даже спустя несколько столетий после этой битвы моряки боялись заходить в эти места, опасаясь, что Тайра могут встать со дна моря и потопить их корабли. Местные рыбаки рассказывали о призрачных парящих огнях дьявола и звуках битвы, приносимых ветром с моря. В то время в Симоносеки был возведен буддийский храм Амидадзи. Здесь возносили молитвы об упокоении душ умерших. В память о малолетнем тэнно и членах его семьи были воздвигнуты памятники. Однако, несмотря на это, их мятущиеся души продолжали время от времени тревожить живых. Слепой музыкант Хоичи, живший при храме в середине XVIII в., прекрасно исполнял под аккомпанемент бивы (музыкальный инструмент вроде лютни) предание о сражении при Данноуре. Его интерпретация старинного сюжета стала столь популярной, что неведомый ему погибший клан Тайра призвал музыканта, чтобы послушать его. Каждую ночь вооруженный страж приводил Хоичи в уединенный особняк, где он развлекал благородное семейство. Обеспокоенные ночными исчезновениями музыканта, служители храма обыскали весь город и обнаружили его перед гробницей тэнно Антоку. Преклонив колени, он с чувством декламировал строки предания перед огромным скоплением огней дьявола.
В японской и китайской литературе встречается множество историй о простых смертных, вступавших в общение с давно умершими людьми. Так, один китайский студент довольно долго проводив восхитительные ночи в объятиях прекрасной и таинственной женщины. В конце концов его друзья выяснили, что «особняк», который он посещал каждую ночь, — всего лишь развалины, а его любовница уже несколько столетий покоится на ближайшем кладбище. В западной традиции умершие отправляются в рай или ад. Но в Азии границы между царствами живых и мертвых не так строги. Пелена, отделяющая их друг от друга, легко рвется, делая возможным общение между их обитателями. Эти связи обычно довольно опасны.
|