«Рара, того, тогох!» («Папа, быки, быки!»). Этими словами пятилетняя дочка испанского археолога оповестила мир об удивительных находках в пещере Альтамира на севере Испании в 1879 г. Ее отцу, дону Марселино Сане де Саутуоле, пришлось буквально согнуться пополам, чтобы проникнуть в помещение с низким потолком длиной 18м. Там при свете фонаря он увидел на сводах изображение стада бизонов, раскрашенных красными, желтыми и черными природными красками. Древние художники использовали выпуклости и впадины каменных стен, чтобы создать иллюзию объемности изображений. Пещерная и наскальная живопись обнаружена во всех частях света. Самые известные образцы встречаются на открытых поверхностях скал. На них изображены люди, занятые домашними делами, охотой, сражающиеся с врагами, в окружении узнаваемых орудий труда и оружия. Но пещерное искусство Европы каменного века, датируемое приблизительно 30 000 - 10 000 гг. до н.э., представляет собой нечто иное. Изображения человека встречаются редко, а рисунки порой загадочны. Кроме того, они, как правило, скрыты от взоров. Хотя сами художники жили среди скал и в пещерах, куда проникал солнечный свет, произведения свои они создавали в темных внутренних галереях, часто глубоко под землей. Почему такие картины держались в секрете? Поскольку большинство из них изображают животных, напрашивается ответ: это магия охотников, веривших в то, что они таким образом привлекают добычу. Однако на рисунках присутствуют совсем не те животные, мясом которых, судя по обнаруженным останкам, питались люди каменного века. Некоторые современные археологи считают, что пещерная живопись - это сложное культовое искусство, прославляющее плодородие и жизнь: изображенные предметы, считают они, не оружие и не орудия труда, а скорее сексуальные символы. Что же до разного вида животных, то, по-видимому, они символизировали мужское и женское начала. В пещере Альтамира, например, бизон мог символизировать мужественность. Размещение рисунков в тоннелях, прямо у входа в темные глубокие пещеры во всех религиях мира ассоциируется со входом в чрево или со спуском в подземный мир и предполагает связь либо с культом богини-матери, либо с мифами о загробной жизни, либо и с тем, и с другим. Есть и иные предположения. Возможно, в этих внутренних галереях происходили обряды или таинства, например ритуал посвящения, предполагавший испытание, связанное с необходимостью преодолевать препятствия, прежде чем добраться до росписей. Приблизиться к ним надо было в полной темноте и тишине пещеры, где легко потерять ориентацию, где человека неизбежно охватывал страх замкнутого пространства. Ощущение ужаса усиливалось, так как мигающий свет на рельефной поверхности стен создавал иллюзию движения изображенных животных или людей. Немногочисленные человеческие фигуры, встречающиеся на рисунках каменного века, столь же загадочны. В пещере Труа Фрер в Арьеже (Франция) на камне вырезано изображение двух мужчин с атрибутами животных. Один из них как будто танцует и играет на смычковом инструменте. У другой фигуры, получившей название колдуна, огромные глаза, оленьи рога, медвежьи лапы и лошадиный хвост. На высоте 3,5 м от земли фигуры эти словно парят или летят в воздухе. Предполагают, что на рисунке изображены участники или служители древнего религиозного культа.
Изображения бизонов на потолке пещеры Алыпамира в Испании.
|