Жители древней Месопотамии, должно быть, особенно страшились злых сил. В их сознании в понятие зла входили и демоны, и призраки умерших. Они верили в то, что покойники, недовольные едой и питьем, оставленными им в качестве погребального приношения, могут вернуться из загробного мира и наведаться домой. По их поверьям, прежде всего возвращались те, кто умер насильственной смертью. Они завладевали живыми людьми, проникая в их тела через уши. Еще в начале 2000 г. до н.э. в Месопотамии верили, что враждебной человеку магией занимались колдуны и колдуньи. Для разрушения их злых чар иногда использовались цилиндрические печати. Такую печать, например из зеленого камня, вертели в руках, приговаривая: «О колдун, пусть твое лицо завертится, как вертится эта печать, и станет таким же зеленым». Колдуны и ведьмы мастерили фигурки своих жертв, но этот способ колдовства был опасен, поскольку любой мог сделать изображение самого колдуна или ведьмы и сжечь его. Подобные магические ритуалы имели общее название «маклу», или сожжение, проходившее под пение заклинаний. Древние жители Двуречья считали проклятия чем-то материальным, способным проникать в тело человека. При подозрении в совершенном над ним закля тии жертва нанимала мага, который должен был определить его причину: дурной поступок, даже совершенный неумышленно, отношение «проклятого» к родителям. Выяснялось, проливал ли он кровь соседа, пил ли из посуды, принадлежащей другому «проклятому», могли быть и иные причины. После этой процедуры маг давал клиенту луковицу, финик, кусок рогожи и несколько клочков шерсти. Все это жертва должна была поочередно разрывать на мелкие кусочки и бросать в огонь, произнося заклинание: «Подобно шелухе луковицы, которую я бросаю в огонь, пусть сгинут с меня грех, злоба, боль, которые я ношу в себе». Месопотамские заклинатели применяли магию так называемого переноса. Если у ребенка был жар, они три раза произносили заклинание, обтирали его куском хлеба с головы до пят, а затем бросали хлеб собаке. Это должно было гарантировать перенос болезни с ребенка на животное.
В Месопотамии маленькие резные цилиндры использовались в качестве печати. На этом образце написана молитва, обращенная к Мардуку - божествузащитнику ее владельца, и изображен сам бог. Позднее подобные печати стали воспринимать как амулеты, способные уберечь владельца от неприятностей, связанных с потерей имущества.
|