Магия в Древнем Египте пронизывала все сферы бытия - от религиозных обрядов до мельчайших деталей повседневной жизни. Изумительные росписи египетских гробниц служили не только украшением. Скорее, они выполняли магические функции, так как, согласно верованиям египтян, изобразить предмет или событие - значит вдохнуть в них жизнь. Подобно росписям на гробницах, египетские иероглифы тоже жили своей собственной магической жизнью. Изобразив имя человека с помощью иероглифа, можно было обеспечить ему вечную жизнь. Стереть имя врага значило помешать его возрождению после смерти. Так, в «Текстах пирамид», предназначавшихся для охраны фараона во время его путешествия в загробное царство, иероглифы, обозначавшие силы зла, намеренно искажались или писались не полностью, чтобы они не нанесли ему вреда. Так же велико было значение магии и в повседневной жизни. Например, чтобы удалить яд от укуса змеи или скорпиона, следовало произнести определенные заклинания. Иногда они состояли из магических чисел. Так, чтобы облегчить головную боль или другие недомогания, надо было завязать семь магических узлов.
Египтяне верили, что узлы, подобные изображенному на этом рисунке, обладали магической силой.Маги и чародеи появляются и в египетском фольклоре, где они нередко служат для развлечения. Такова, например, сказка о том, как в XXVI веке до н.э. фараон Хеопс призвал в свой дворец чародея Джеди. Джеди утверждал, что с помощью магии он может приживить отрубленную голову любого существа. Фараон потребовал подтверждения этого чуда и приказал привести пленника и отрубить ему голову. Однако чародей, ужаснувшись возможностью злоупотребления его могуществом, намекнул, что он бы предпочел проделать опыт со священным животным. Был принесен гусь и по всем правилам обезглавлен. Тогда Джеди «положил тело гуся на западной стороне колоннады, а голову - на восточной. Затем он встал и произнес несколько волшебных слов, после чего тело и голова начали постепенно сближаться, пока, наконец, голова не оказалась на своем месте - на шее птицы, которая тут же загоготала». Волшебник еще раз продемонстрировал свое искусство, соединяя разные части тела другой священной птицы и под конец проделал то же самое с быком, «он произнес магические слова, и бык поднялся на ноги живой и невредимый». Древние египтяне обожали волшебные сказки, их мир был полон чудес: то, что в другом обществе подверглось бы сомнению, в Египте воспринималось как должное. Забота о Душе Древнейшей сущностью, связанной с душой по верованиям египтян, была «ка» - жизненная сила, которая могла существовать начиная с рождения и даже после смерти. «Ка» часто считали двойником человека или его близнецом. По-видимому, это понятие включает современные представления о личности, индивидуальности. Вероятное предназначение «ка» - быть стражем или проводником в загробной жизни. Благополучие «ка» зависело от того, насколько тщательно сохраняли тело и заботились о нем. Гробницы иногда назывались жилищами «ка» и заполнялись пищей и утварью, а также изображениями или моделями полезных вещей, которыми должны были пользоваться умерший и его «ка». Другим понятием, относящимся к душе, было «ба». Оно представляло собой бессмертный дух, который обладал способностью отделяться от тела после смерти и странствовать по миру днем, а ночью возвращаться. Чтобы «6а» мог вернуться обратно, тело должно оставаться неприкосновенным. На этом веровании основаны многочисленные погребальные обряды. Несмотря на то что «6а» мог принимать любой облик по своему желанию, обычно он изображался в виде птицы с головой человека.
На этой виньетке изображен «ба» в виде птицы с человеческой головой, парящий над мумией. Заклинания для загробной жизни В основе древнеегипетской религии лежала вера в способность слова - правильно написанного слова - оказывать магическое воздействие в потусторонней жизни. Особые молитвы и заклинания тщательно записывались и затем помещались в усыпальницы, чтобы облегчить переход в мир иной. Иероглифы древнейших египетских заупокойных молитв, так называемые «Тексты пирамид», высечены на внутренних стенах гробниц и датируются приблизительно 2500 г. до н.э. Некоторые из этих записей - предсказания. Царь Унас, например, должен был стать секретарем бога солнца, и его повседневные обязанности были детально перечислены в заклинаниях. Во времена Среднего царства (2040— 1640 гг. до н.э.) для богатых и высокопоставленных людей заклинания записывались на деревянных саркофагах. Они известны как «Тексты саркофагов». В эпоху Нового царства (1550-1070 гг. до н.э.) эти тексты были видоизменены, дополнены и в таком виде объединены в сборник «Книга мертвых». Свитки папируса, сопровождавшие умершего, содержали выдержки из этой книги, иногда до 170 заклинаний, часто прекрасно иллюстрированных. Излюбленным сюжетом была сцена взвешивания сердца в зале правосудия перед богом Осирисом. На одну чашу весов помещалось сердце усопшего, а на другую - перышко, символизирующее правду и справедливость. Отвратительное чудовище поджидало грешника, чье сердце оказывалось тяжелее. Но если сердце усопшего весило меньше, он мог наслаждаться счастливой загробной жизнью.
Стены погребальной камеры, и ведущего в нее коридора пирамиды Унаса покрыты надписями. Это «Тексты пирамид», древнейшие образцы магических текстов.
|