В апреле 164 г. в китайской провинции Шаньси с неба с грохотом, подобным грому, начали падать камни. Но худшее было впереди. 19 июля того же года в провинции Хэнань нашли мертвого стометрового дракона. Низвержение с небес и смерть дракона, символа императорской власти, были дурными предзнаменованиями. Придворный оракул Сян Кай предупредил императора Хуаня, что ему следует пересмотреть свои порочные методы правления. В противном случае его ожидает либо смерть, либо бунт. Эти слова не произвели впечатления на императора, и он посадил Сян Кая в тюрьму за дерзость.
В древнем Китае вселенная воспринималась как единство земли, неба и человечества. Небо считалось благосклонным, и император, как Сын неба, был посредником между небом и землей, а также представлял род человеческий. Кроме того, император нес ответственность за свой народ, а небо одобряло или не одобряло его действия, посылая знамения. Сначала неодобрение посылалось с небес слабыми знамениями: появлением комет или солнечными затмениями. Если они проходили незамеченными, то небеса посылали строгие предупреждения в виде землетрясений, наводнений или же сильных пожаров. Если и это не помогало, то небо полностью лишало императора своего расположения, что вело к его смещению или смерти.
Если же небо было довольно правлением императора, то посылало на землю благоприятные знаки в виде дракона, птицы феникс, лисы о девяти хвостах или дерева, у которого ежедневно прибавлялось по листу. Конечно же, добрые знамения встречались реже дурных. Это означало, что правителю следовало быть весьма осмотрительным: толкование знамений превратилось в один из немногих рычагов, помогавших чиновникам держать абсолютную власть императора под контролем. На свою беду император Хуань, по-видимому, зашел слишком далеко, оберегая свою жизнь. Он умер в 167 г. в возрасте всего лишь 35 лет. Сян Кай был выпущен из тюрьмы и удостоился больших почестей от нового императора.
В китайской мифологии драконы олицетворяли добро и отгоняли злых духов.
|