В греческом храме Асклепия в Эпидоре археологи обнаружили каменную табличку с выгравированной на ней удивительной историей о том, как женщина по имени Ифмоника из Пеллена пришла в храм, чтобы попросить у бога ребенка. Она заснула и во сне увидела бога, пообещавшего ей, что она забеременеет. Когда бог спросил, есть ли у нее еще какие-либо желания, женщина сказала, что нет. Вскоре после этого она забеременела, и ее беременность продолжалась три года. В конце концов женщина вернулась в храм, чтобы еще раз заснуть. Во сне бог Асклепий объяснил женщине, что дал ей только то, о чем она просила. А теперь он может исполнить ее новое желание. И как только Ифмоника покинула храм, она успешно разрешилась от бремени. В табличке из храма в Эпидоре перечисляется множество других удивительных случаев исцеления, приписываемых Асклепию. Он лечил людей во сне посредством так называемой процедуры «инкубации», во время которой больной, совершив жертвоприношение и ритуал обращения к богу, спал на территории храма. Как и в других храмах сна, просители пили воду из священного источника храма или же совершали омовения в нем. Когда же они засыпали, им являлся бог Асклепий. Ответы на вопросы. Храм в Эпидоре, посвященный Асклепию, был самым известным в Греции. В храмах, посвященных другим богам, скорее отвечали на вопросы больных, чем исцеляли их. В Оропе находилось святилище известного прорицателя Амфиарая. Существует легенда, что при осаде Фив он, еще живой, направил свою колесницу прямо в подземный мир. В оропском храме посетитель пил воду из священного источника, а затем приносил в жертву барана. Завернувшись в его шкуру, проситель спал в ожидании ответа. Он мог услышать ответ, выраженный словами, или же увидеть сон. В любом случае толкователи храма помогали ему понять суть ответа. Трофоний, строитель храма Аполлона в Дельфах, был тоже, по верованиям греков, взят живым в царство мертвых. Поскольку сон, по мнению древних, представлял собой как бы переходное состояние между жизнью и смертью, то они полагали, что многие, попавшие в мир мертвых еще живыми, посылали оракулу вещие сны. У Трофония был оракул в Лейбадейской пещере, где вопрошающий погружался в сон. Что там происходило, неизвестно. А пещеру так и не нашли. Сны о будущем. Обычные сны тоже могли быть пророческими, но им не всегда верили. В «Одиссее», написанной в VIII в. до н.э., говорится, что сны пребывают далеко на западе, рядом с местом, где заходит солнце и где находится царство мертвых. Оттуда они распространяются по всей земле. Обманчивые сны выходят через ворота из слоновой кости, а сны правдивые - через ворота из рога. Древних философов больше занимала механика снов, а не их смысл. Демокрит (460—370 гг. до н.э.) считал, что сны являются прозрачными образами, проникающими в тело человека через кожные поры. Греческий историк Геродот (V в. до н.э.) первым объяснил сны как дневные заботы, перенесенные на ночь. При этом и тот, и другой полагали, что некоторые сны ниспосылают боги. Но римский писатель Цицерон (I в. до н.э.) считал прорицания, полученные во время снов, абсолютно не заслуживающими доверия. Тем не менее люди пользовались книгами с толкованиями снов. Наиболее известная из них, написанная Артемидором во II столетии, — предшественница сонников. Из сотен толкуемых в ней снов мы узнаем, что хорошо увидеть повара у себя в доме, если вы собираетесь жениться или выйти замуж, так как для свадьбы вам наверняка потребуется повар. А сон о нисхождении в подземное царство означает, что вы потеряете все свои деньги.
Благодарный за исцеление в храме Амфиарая, Архинос изготовил этот барельеф, изображающий процедуру лечения.
|