Крестьяне Бокажа, сельского района на западе Франции, уверены, что ведьмы и чародеи приносят несчастья. В 1970 г. Жан и Жозефина Бобэн рассказали антропологу Жанне Фавр-Саада, которая изучала ведовство, что они стали жертвами порчи, наведенной соседкой. Фавр-Саада поняла, что Бобэны убеждены в ее умении изгонять ведьм и снимать чары. Фавр-Саада согласилась ассистировать известной гонительнице ведьм Флоре, которая пыталась помочь семейству Бобэн. Исследование колдовства часто плохо сказывалось на ученых-антропологах. Американец Пол Столлер, работавший над исследованием о колдунах в Нигере, пошел к одному из них на выучку. В 1977 г. Мусса из Ниамея попросил его участвовать в обряде мщения за увольнение с работы двоюродного брата Муссы, которого хозяин — европеец — несправедливо обвинил в воровстве. Учитель Столлера велел ему особым образом приготовить цыпленка, прочитать над ним заклинания и зарыть птицу под порогом дома хозяина. Через три недели сестра Пола не смогла встать с постели — одна сторона тела оказалась парализованной. Врачи ничем не сумели ей помочь. Но стоило ей с Полом вернуться в Европу, как все признаки болезни исчезли. В 1968 г. антрополог Карлос Кастанеда выпустил в свет труд о своем ученичестве у старого колдуна дона Хуана в Мексике. Кастанеда описал, как при помощи воздействия на мозг особых наркотических веществ, которые мексиканские колдуны добывают из растений пейот и датура, происходит вхождение в иную реальность. Кастанеда утверждал, что среди прочего научился превращаться в ворону и летать. Но к 1974 г. периоды потери связи с действительностью стали беспокоить Кастанеду. Это заставило его прекратить ученичество. Позднее он вернулся в Мексику и описал большую часть своих переживаний. Он решительно отвергал намеки критиков, что все это просто выдумки.
Карлос Кастанеда
|