В течение шести столетий бытовала легенда о Туринской плащанице, представляющей собой кусок ткани приблизительно 1 х 4 м, в который было завернуто тело Христа после снятия с креста. На ней проступает смутное изображение человеческой фигуры, которое становится более отчетливым на фотографическом негативе. Ясно видны следы пыток и распятия. Плащаница появилась во времена крестовых походов, когда паломники стали привозить с Ближнего Востока религиозные сувениры. Холщовая плащаница была перевезена из Иерусалима в Константинополь (теперь Стамбул), но в 1204 г., когда участники крестового похода разграбили город, ее там не оказалось. В 50-х годах XIII в. француз Жофре де Шарни впервые продемонстрировал плащаницу, якобы привезенную им с Востока. Епископ Труа счел ее подделкой. Семья Шарни передала плащаницу графам Савойским. В настоящее время она находится под строжайшей охраной в Туринском соборе. Скептики выражают недоумение по поводу того, что о такой важной реликвии никто нигде не упоминал в первые столетия истории христианства. Миссионеры церкви, безусловно, с радостью приветствовали бы находку плащаницы. Кроме того, в описаниях, относящихся к XV в., отмечалась яркость красок, а теперь изображение едва проступает. Почему же холст сохранял яркость красок в течение 14 столетий, а затем всего за 600 лет так резко полинял? Так и пребывала бы в безвестности Туринская плащаница вместе с другими подобными саванами (в 1822 г. скептик Колин де Планси насчитал их целый десяток), если бы в конце XIX в. ученые не подвергли ее анализу и не заявили, что она вполне может быть настоящей реликвией, но никакие исследования не ответили на вопрос, как было нанесено изображение. Таким образом, ученые не смогли поколебать веру в чудесное происхождение реликвии. В 1988 г. последовал анализ с помощью радиоуглеродного метода датирования. Небольшие фрагменты холста были отправлены в лаборатории Оксфорда, Цюриха и Аризоны. С точностью до 95% анализ определил время изготовления плащаницы: 1260-1390 гг. Хотя некоторые считают подобный способ датирования неубедительным, указанное время, несомненно, соответствует дошедшей до нас истории появления реликвии. В августе 1994 г. произошел неожиданный поворот этого сюжета. Немецкий историк Хольгер Керстен и его соотечественник ученый Эльмар Грубер опубликовали книгу «Заговор против Христа», в которой утверждается, что образцы ткани, подвергнутые анализу, не имели никакого отношения к плащанице.
Несмотря на обескураживающие результаты анализов, до сих пор кипят страсти вокруг Туринской плащаницы.
|