У индейцев навахо в юго-западной части США неистовая дрожь — это способ узнать причину болезни или какого-либо несчастья. Представитель пострадавшего приходит к опытному рукотрясу и договаривается с ним относительно времени и платы за его услуги. В доме пациента рукотряс прежде всего посыпает «клиента» цветочной пыльцой с головы до пят. Затем он покрывает пыльцой, символом роста, свои руки, одновременно обращаясь с песнопением-молитвой к обожествленному существу — ящерице-ядозубу. В это время руки, а затем и все тело трясуна начинают вибрировать. Считается, что руками трясуна управляет дух ядозуба, и они должны указать на источник болезни, на вора или на место, где находится потерянная вещь или можно найти воду. Самая важная задача трясуна заключается в том, чтобы выяснить, какой ритуал следует предписать больному для лечения. Рукотрясы навахо мысленно сосредоточиваются на предмете поиска. Он осторожен, внимателен, чувствителен и действует больше подсознательно. Один антрополог наблюдал трясунов, говоривших общими, ничего не значащими фразами, внимательно слушая и наблюдая при этом реакцию зрителей, пока не находят некий ключ, после чего ведут себя уже по-другому. Пациент может даже подсказать ему ответ. Был, например, случай, когда женщина стала вдруг трястись вместе с целителем. К концу молитвы женщина поняла, что она так и не смогла преодолеть ужас, который испытала однажды, когда около ее жилища молнией был убит молодой человек. Как только этот случай восстановился в ее памяти, целитель предписал ей церемонию, которая должна была избавить ее от страха перед молнией и позволила бы ей полностью оправиться.
Подготовка к начертанию знаков на песке - часть церемонии, которая начинается с дрожания рук.
|